176234_original

Топиарное искусство и его истоки

176234_originalТопиарное искусство уходит корнями далеко в прошлое, еще в бытность Древнего Рима. Что же это за вид искусства? Если коротко — художественная (фигурная) стрижка кустарников и деревьев, орнаментальное садоводство.

История гласит о том, что, якобы, у великого Цезаря был садовник Калвена, который однажды так подстриг дерево, что поразил воображение императора. Цезарь восхитился талантом садовника и приказал украсить подобными скульптурами свои многочисленные владения. Но Калвена на этом не остановился… Чтобы угодить императору, он так подстриг куст, что все узнали в созданной садовником скульптуре августейшую особу. Цезарь не остался равнодушным к подарку и щедро одарил Калвена.

Знать и высокопоставленные чиновники быстро взяли на вооружение новомодное искусство. В те времена садовники, обладающие талантом художественной стрижки деревьев и кустарников, ценились на вес золота. Свои знания они держали в строгом секрете, и передавали только избранным – лучшим своим ученикам. Постепенно, в каждой провинции появились свои школы, зеленый орнамент которых значительно отличался друг от друга.

Это на Западе, а в Японии в это время набирало ход искусство бонсай, которое и сегодня – неотъемлемая часть культуры и философии этой страны.

На эпоху Ренессанса пришелся пик популярности «растительной архитектуры». Она практически подменила существующее к тому времени садовое цветоводство. Вокруг домов, в садах и парках стали появляться фантастические животные, герои сказок и легенд, гербы и даже надписи! Этот стиль получил название – голландский. Зеленые «украшения» были, своего рода, галереями, «визитными карточками» того или иного владельца, местечка и т.д.

Художественная стрижка зеленых насаждений не могла не привлечь внимание Франции – законодательницы моды. Французы посчитали топиарное искусство очень изысканным и аристократичным, и стали ударными темпами внедрять его у себя на родине. До наших дней дошел роскошный (по тому времени) дворцово-парковый ансамбль в Версале, который и сейчас никого не оставляет равнодушным, производя неизгладимые впечатления и эмоции.

Почти двести лет зеленые скульптуры были любимы и востребованы в Европе, которая тоже не устояла от римского воздействия. До России топиарное искусство добралось в начале восемнадцатого века. Спасибо за это надо сказать Петру Первому. Именно он, узнав о новом веянии, отправил за рубеж своих садовников, чтобы те могли перенять опыт и внедрить его в России. Впервые топиарное искусство нашло применение в Санкт-Петербурге. Но возникли проблемы: теплолюбивые растения не смогли устоять против наших морозов. И тогда садовники нашли выход из положения – стали применять в своей креативной работе черемуху, ель, рябину, можжевельник, кудрявую липу и пр. Именно тогда пришла мода на геометрические фигуры, которые создавались с помощью виртуозной стрижки прямых садовых рядов. Но особой любовью пользовались зеленые скульптуры в виде зверей, птиц, людей.

…Шли годы. И постепенно топиарное искусство сошло на «нет». Во-первых, этому способствовало развитие ландшафтного дизайна, во-вторых, возможно, свою роль сыграли поэты и философы, которые несли в массы мысль о том, что подобные действия – это насилие и надругательство над природой. Под воздействием этих (возможно, и других) факторов постепенно пришла мода на естественные пейзажи.

От Древнего Рима – до наших дней!

В наши дни вновь появился интерес к этому непростому виду искусства. (Вот, уж, действительно, история развивается по спирали!) Зеленые скульптуры стали популярны в Канаде, Соединенных Штатах Америки. И в Европе все чаще и чаще можно встретить композицию из умело подстриженных растений. Не обошла вновь вернувшаяся мода и страны бывшего СССР. Почти в каждом городе найдется несколько подобных скульптур. Но бывшие советские люди — с юмором, поэтому в некоторых городах зеленые скульптуры вызывают улыбку и поднимают настроение. Так, например, в Димитровграде садоводы вырастили всем известный лозунг: «ЁПРСТ!» В Киеве жителей и гостей города радует Чебурашка среди папоротников.

Есть такие фигурки и в моем городе – Воронеже. Их обожают дети, да и у взрослых они вызывают позитив. К тому же город с подобными украшениями стал более элегантным и ухоженным, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии горожан.

Читайте также: