lrnffnlvbqsltndf

Ландшафтное искусство

lrnffnlvbqsltndf

Статья посвящена ландшафтному искусству, вопросам построения пейзажей в ландшафтных парках, лесопарках или в зонах отдыха любого зеленого массива.

 В нашей стране уделяется исключительное внимание благоустройству городов, поселков и сельских местностей. Наряду с колоссальным размахом жилищного строительства большое значение приобретает районная планировка, создание зеленых зоны или лесопаркового пояса вокруг селитебной территории.

В ландшафтном садово-парковом искусстве известны два приема композиции или стиля: регулярный и ландшафтный. Регулярный стиль характеризуется геометризацией плана аллей и дорожек, рядовой посадкой деревьев, четкими контурами площадок и водоемов и строгой расстановкой декоративных элементов; беседок, фонтанов и скульптур.

Ландшафтный стиль в противоположность регулярному имеет свободную, естественную трассировку дорожек, свободные контуры полян, лужаек и водоемов, Пейзажи в ландшафтной композиции строятся по принципу естественных и требуют художественного вкуса и большого знания дендрологии.

В наших современных парках ландшафтные композиции гораздо слабее регулярных, несмотря на то что русское садово-парковое искусство имеет характерные и разнообразные приемы искусственного построения пейзажей.

История садово-паркового и ландшафтного искусства насчитывает несколько тысячелетий. Благодаря археологическим раскопкам мы располагаем достоверными сведениями о регулярных садах древнего Египта и миниатюрных» висячих » садах Ассиро-Вавилонии. Вместе с тем имеется указания об обширных композициях, т. е, парках в современном понимании этого слова, и в странах Двуречья, а также в древней Греции, античном Римском государстве и Китае.

Понятие парка в отличие от понятия сада возникло, по имеющимся сведениям еще в первом тысячелетии до нашей эры, когда в странах Востока создавались большие охотничьи заповедники.О садах Лицея в древних Афинах часто упоминается в литературе, но предположения о ландшафтной их планировке не подтверждены, Более достоверны сведения о садово-парковом ландшафтном искусстве древнего Рима и его окрестностей, описания священных рощ в письмах Плиния Младшего, указания о свободно распланированной части его владения около Тускулума и, наконец, обнаруженная фресковая живопись в Помпее и Геркуланума красноречиво доказывают, что римским садовникам в начале нашей эры уже были известны приемы композиции, ставшие впоследствии известными под названием «ландшафтных», «естественных», «натуральных».

В древнем Риме регулярные сады достигли высокого совершенства, но среди лужаек и рощ, оживленных ручьями и каскадами, ставились садовые беседки, небольшие храмы, а подчас и скульптура. Садовник-живописец вдохновлялся красотами окружающего естественного ландшафта и стремился к гармоническому слиянию парковой территории с окружающей местностью, это положение стало одним из кардинальных законов садово-паркового искусства.
Относительно недавно стала известна планировка обширного дворцового паркового комплекса (П в. н. э,)„известного под названием виллы Адриапа, около Тиволи. Раскопки территории далеко не закончены, но совершенно очевидно, что здесь наряду с геометрически правильными садовыми участками были свободные парковые насаждения„объединяющие между собой богатую архитектуру и затейливые устройства грандиозного комплекса.

К XII в. относится создание парка с естественной планировкой в Гездене.
Эпоха Возрождения знаменуется небывалым расцветом садово-паркового искусства. В большинстве случаев сады находятся при загородных виллах и располагаются террасами на склонах холма, Они незначительны по размерам, но, благодаря строго осевому решению и прекрасной взаимосвязи всех участков„отличаются стройностью композиции. Насыщенность сада декоративными элементами — скульптурой, фонтанами, бассейнами — не нарушает общей цельности. Основные породы — вечнозеленые деревья и кустарники (кипарис, пипия, лавр, буксус, мирт и т, п,), цветочное убранство очень сдержанное. Композиция, как правило, замкнутая и перспектива на окружающую местность раскрывается обычно не по главной оси, а как бы случайно, между купами деревьев. Пейзажи сада сливаются с окружающими холмами, покрытыми вечнозеленой растительностью.

В XVII и в начале XVIII в, регулярный стиль достигает наивысшего развития. В этот период создаются такие шедевры садово-паркового ландшафтного искусства, как Петродворец, Стрельна, Ораниенбаум в России, Версаль во Франции, Величественные парки, разбитые на большой территории, композиционно связывали архитектуру с естественной природой. Древесно-кустарниковая растительность таких обширных парковых массивов очень разнообразна, Большую роль играли стриженые живые изгороди и даже стены, Вместе с тем в Версале — творении А. Ленотра — при строгой геометризации плана кроны деревьев развиваются свободно.

Раскрытие далекой перспективы по главной композиционной оси — непременное условие, причем естественные пейзажи составляют неразрывное целое с парком. Более того, эти пейзажи раскрываются как бы случайно, с второстепенных точек, Таким образом, тяготение к естественной природе постепенно приводит к расцвету нового стиля — ландшафтного.
Тяготение к ландшафтным приемам очень ярко сказывается в садово-парковом ландшафтном искусстве России. Стремление к асимметричному живописному равновесию, характерное для русских архитектурных ансамблей, постановка комплексов на высоком берегу реки или у слияния двух рек отразились и на садовом искусстве. В этом отношении очень убедительна планировка большого загородного комплекса под Москвой XVII в.) — Измайлова. Благодаря архивным чертежам удалось воссоздать в какой-то степени художественный облик этой обширной загородной территории, Асимметричное по отношению ко всей площади расположение главного композиционного центра — дворца на искусственном острове со свободными контурами и живописным рельефом, раскрытие перспективы вдоль долины р, Серебрянки с включением лесов и пашен и, наконец, умелое сочетание отдельных геометрически правильных и даже затейливых и замкнутых участков с окружающей территорией по принципу живописного равновесия — очень убедительный пример тяготения к живописности.

Устройство прудов со свободными контурами, стремление к красочности и использование плодовых пород деревьев и ягодных кустарников даже в регулярных садах чрезвычайно характерно для допетровского периода и оказало значительное влияние на русское садово-парковое искусство XVIII и XIX вв.

Большой комплекс на Яузе, известный в петровский период под названием Головинского сада, представляет исключительный интерес в смысле использования естественного рельефа территории и местоположения парка по отношению к реке. Пруды геометрически правильных контуров находятся в живописном равновесии по отношению друг к другу. Весь Нижний сад пронизан водой, мелькающей среди стволов деревьев и светящейся на солнце. ХVIII в., особенно его вторая половина, характеризуется господством ландшафтного приема композиции, в отличие от прежних регулярных ансамблей парк строится в подражание естественной природе, максимально сохраняя черты данной местности. Партеры заменяются лужайками, бассейны и каналы — рекой или прудом свободных контуров, дорожки прихотливо вьются по склонам, вдоль водного зеркала и в лесной чаще.

Рядовая обсадка заменяется свободно расположенными деревьями в одиночку или группами на газоне, Особую роль играют куртины деревьев, рощи и массивы, однако ландшафтный парк не является копией естественной природы, он представляет собой эстетизированную, обогащенную картину природы. Подчеркивание тех или иных живописных элементов, посадка светлого дерева на фоне более темного массива, усиление наклона плакучей ивы над водой напоминают работу живописца, оттеняющего в пейзаже тот или иной предмет, приковывая тем самым нате внимание. Большое значение в ландшафтном парке приобретает умелое построение пейзажей, воспринимаемых с прогулочных дорожек и тропок, раскрытие дальних и близких перспектив, гармоничное сочетание пород по окраске листвы, чередование светлых, открытых, и тенистых, закрытых, пространств.

Русское садово-парковое искусство XVIII и начала XIX в. имеет ряд непревзойденных образцов ландшафтных парков в окрестностях Санкт-Петербурга и в Подмосковье. Достаточно назвать Павловск, Гатчину, Царицыно, Суханово.