11_88

Композиции в ландшафтном дизайне

11_88

Светотень. Имеется в виду естественное освещение — солнечное и лунное. Распределение в парке или в саду света и тени — не менее важный элемент,чем тональность,

Многие теоретики ландшафтного искусства (например, англичанин Х, Рептон, конец XVIII— начало XIX в,) считали,что при выборе места для парка надо прежде всего посмотреть, как освещены окрестные пейзажи в разное время дня,года, в разную погоду, а уже затем остановить свой выбор.

Парк строится на принципе чередования светлых и темных,вернее затененных пространств. Светлыми пространствами являются водоемы,лужайки, цветники, партеры, часто постройки; затененными — древесные массивы и группы,иногда аллеи. Соотношение между светлыми и затененными пространствами: зависит от широты местности; на юге требуется максимальное затенение пространства, на севере, особенно в условиях Санкт-Петербурга, Риги, — больше открытых пространств.

В парке или в саду должно быть соблюдено известное равновесие между светлыми и затененными пространствами, предусмотрены известные переходы, нюансы, оттенки.
Рассмотрим регулярно обсаженную липами аллею, имеющую широтное направление (с запада на восток), Рано утром стволы деревьев отбрасывают тень по диагонали и листва (в зависимости от густоты кроны) ложится теневым узором, перемещаясь без резкости с открытым незатененным пространством (ширина аллеи 5,5 м. при расстоянии между деревьями 4,5 м; . В полдень тени от стволов падают перпендикулярно к аллее и резко выделяются, чередуясь со светлыми, ярко освещенными пятнами. Вечером, перед закатом, тени опять ложатся по диагонали, только в другом направлении, и рисунок становится менее резким, чем в полдень.

Если такого же типа аллея направлена с севера на юг (долготное направление), то будет уже другой эффект: в полдень тени стволов вытягиваются параллельно аллее, и вся аллея пронизана светом. Важное значение имеет расположение такой аллеи в плане парка в целом.
Степень выразительности игры светотени (иначе говоря, степень нашего восприятия) будет зависеть от того, насколько сосредоточено наше внимание на аллее как таковой, например,аллея в Измайлове расположена между дачной застройкой и автомобильной дорогой,ясно, что внимание невольно приковывается к самой аллее, ее глубине, и игра светотени в данном случае фактор большой важности,

Возьмем другую хорошо известную входную аллею в парке Софиевка (она вытянута по долготе с небольшим уклоном влево, по направлению к павильону Флоры). С западной стороны к главной (каштановой) аллее подходит густой зеленый массив, а с восточной раскрывается пейзаж или, вернее, смена пейзажей р.Каменки.

Это место представляет собой завязку всей композиции и при движении по аллее все внимание обращено вправо, к пейзажам р. Каменки, через просветы между стволами деревьев, и игра светотени в самой аллее отступает на задний план.

В случае большой протяженности прямой аллеи,проходящей через «нейтральное» пространство, игра светотени может наскучить. Другое дело, если аллея имеет свободные извилистые очертания: при перемене ориентации меняется и теневой рисунок. Самые разнообразные эффекты в ландшафтном парке достигаются при свободной трассировке аллей и свободной обсадке деревьями различных пород с неодинаковой кроной (сквозистой или густой, с четкой формой, со свисающими ветвями).

Многое зависит от времени года, эффекты, построенные на теневом рисунке листвы, на чередовании светлых и затененных мест на аллее, лужайке, должны быть рассчитаны главным образом на летний период, но не надо забывать и о зимнем эффекте.

Когда говорится о естественном освещении парка, подразумевается утреннее, дневное и вечернее освещение, Наиболее привлекательно утреннее, когда благодаря чистоте и прозрачности воздуха тени легки, длинны и прозрачны. Дневные тени, отбрасываемые деревьями или сооружениями, короткие и резкие. К вечеру тени опять становятся легкими,прозрачными и длинными.

Рептон — один из крупнейших теоретиков и практиков садово-паркового и ландшафтного искусства уделял большое внимание освещению. В своих трудах он приводит два рисунка одного и того же пейзажа при утреннем и вечернем освещении. Утром очарование пейзажа составляют водная поверхность реки с ее извилистым руслом, хорошо воспринимаемым и на переднем и на заднем плане, и силуэты отдаленных холмов,строения затушеваны.

Общая картина светлая,радостная, спокойная. Тот же пейзаж вечером, при западном освещении, совсем иной; исчезла прелесть живой природы,в то же время мост, забор, ограда дома выступили на передний план, преобладают в пейзаже. Таким образом,одно и то же место, один и тот же пейзаж воспринимается по-разному в зависимости от освещения.

Этим следует руководствоваться при размещении насаждений. Скажем, в парке при санатории или доме отдыха, который посещается в течение всего дня, или в детском парке, где дети гуляют и утром, хорошо располагать наиболее эффектные группы с таким расчетом, чтобы они освещались восточными лучами солнца. Недаром некоторые проектировщики предлагали устраивать в парке уголки для утренних прогулок, Так, в Царицыне Баженов предусмотрел «утреннюю» дорожку, а архитектор Н. А. Львов в своем проекте сада дома Безбородко в Москве выделяет участок «утреннего сада».

Паркостроитель обязательно должен учитывать освещение аллей, полян, водных зеркал, групп, массивов, а также декоративных сооружений — беседок, ротонд,павильонов, мостиков и т, п.. Декоративные сооружения обычно строятся в тех местах, где они наиболее эффектно освещены, пронизаны лучами солнца, Вспомним ротонды в русских парках: их колонны прекрасно моделируются солнечным освещением (ротонда в Царицыне, в южной части парка; ротонда в Суханове, на бровке территории у спуска к пруду; двухъярусная ротонда в Марфине и т. п.).
Любопытный опыт был проведен в Лесотехнической академии им. Кирова у дерева высотой 20 м измерялись длина и направление тени 8 час, утра до 18 час, вечера. Оказалось, что в 8 час. утра длина тени равна 40 м,затем она укорачивается, достигая 20 м в полдень, и значительно удлиняется после полудня: в 17 час, длина тени достигает 68 м, а в 18 час,— 94 м.

В ландшафтном парке это гораздо более сложная задача, так как освещать кроны деревьев следует снизу, на поворотах,в малодоступных местах. К сожалению существующая практика не дает хороших образцов в этом отношении. Мы ограничимся рекомендацией освещать элементы пейзажа прожекторами, расположенными на газоне (замаскированными кустарником).

Наше первое восприятие — это в и д и м а я  в е л и ч и н а, которая зависит от отдаленности предмета и от расположения предмета по отношению к горизонту, поэтому расстояние отдельных элементов композиции (деревьев, кустарников, а также скульптур,мостиков и т. д.) от точки восприятия (площадки поворота аллеи или видового сооружения — террасы или беседки) должно быть рассчитано по законам линейной перспективы.

Закон линейной перспективы в основном применяется в следующих случаях;
1) когда необходимо закрыть или замаскировать менее эффектную деталь пейзажа, а иногда просто некрасивую служебную постройку (будку для хранения инвентаря и т. п.);
2) когда мы хотим раскрыть, скульптуру, водную поверхность;
3) когда желательно оптически увеличить пространство сада или парка.В первом случае, учитывая, что кажущаяся величина тел уменьшается прямо пропорционально квадрату удаления, мы можем замаскировать предмет, находящийся в некотором отдалении гораздо меньшим предметом, расположенным ближе к наблюдателю.
Во втором случае надо рассчитать; а) расстояние и б) угол зрения, при котором воспринимается предмет.

Известно, что на большом расстоянии предмет кажется точкой,а если подойти слишком близко, то невозможно охватить его взглядом. Поэтому крупные массивы и деревья помещают дальше от дорог, чем мелкие.

Очень важно усвоить понятие абсолютного (действительная величина предмета) и относительного (кажущаяся величина предмета) масштаба. В самом деле, каждый предмет, являющийся элементом пейзажа — дерево, кустарник или декоративное сооружение, расценивается в масштабе нашего восприятия.

Часто в специальной литературе говорят о том, что прямая аллея кажется длиннее, если она сужается в конце, и наоборот, если нужно приблизить пространство, то следует расширить конец аллеи(или лужайки), Известен также прием оформления начала и конца аллеи одинаковыми по форме вазами, если же необходимо зрительно удлинить аллею, то в начале ставятся большие вазы, а в конце меньшие, и наоборот.

К таким «приемам» нужно подходить очень осторожно (особенно в отношении ваз), всегда руководствуясь художественным тактом и чутьем.

При построении пейзажа в парке учитывается и угол зрения. В архитектуре угол зрения, при котором предметы воспринимаются во всех своих деталях, принят в ЗОгр. Для восприятия пейзажа угол зрения значительно шире, ибо нет необходимости, наблюдая пейзаж, «читать» малейшие его детали. Мы принимаем величину угла зрения для восприятия пейзажа 53гр., допуская иногда и 60гр., но уже как переустановив угол зрения, необходимый для восприятия пейзажа, не следует забывать, что человек в любой композиции различает передние, дальние и промежуточные планы, Поэтому мы рассматриваем пейзаж как глубинную многоплановую композицию.

Читайте также: